Момент, который часто упускают. А не надо.
Есть расхожее утверждение - «война всё спишет». Оно спорное, но есть медицинский факт: во время войны допустимы и возможны решения, которые в мирный период встретили бы ожесточённое сопротивление.
Зададимся вопросами.
Поскольку у нас нет официальных военных союзников, то и стран таких нет.
А вот противников – с головой.
Все государства, обладающие ракетными технологиями, а также соседи-девианты, категорически не заинтересованы в том, чтобы Украина совершенствовала свой арсенал. Особенно – за счёт дальнобойных средств, пусть и неядерных.
Ибо война когда-то закончится, а оружие – останется.
Как это работает на практике, Россия и США в четыре руки показывали нам с 1991 по 2014 г. И даже немножко позже.
Если бы Украина в мирное время начала выпиливать ракету с дальностью в тысячи километров, все послы Ж7 круглосуточно бросали бы камни в окна ВРУ, АП/ОП, Кабмина и других ответственных структур из-за "проблем с демократией".
Все «правозащитники без границ», «феминистки интернешнл» и «экологи за ЛГБТ» бились бы в истерике на улицах и в эфирах бесконечно независимых СМИ с высоченными стандартами. А бизнес-политические банды «антикоррупционеров» водили бы хороводы протеста.
Ибо какие могут быть ракеты, если коррупция?!
Сейчас всё несколько иначе. Открыто запретить Украине делать ракеты не могут себе позволить даже самые упоротые недоброжелатели. Но скрыто вредить они точно будут. И вредят. Применяя все доступные инструменты.
Не надо питать иллюзий.
Пока мы не находимся в статусе военных союзников с взаимными оборонными обязательствами, даже самые лояльные партнёры обязаны (!) рассматривать вариант, что украинское оружие может быть обращено против них. Или продано их врагам.
Вменяемые люди в ряде европейский стран понимают, что войну, раз уж она началась, стоит использовать для решения прикладных задач. И выступают за оборонную кооперацию с Украиной вплоть до союзничества.
Ибо у нас / для нас можно сделать то, что они не могут в лоб позволить у себя / для себя.
Более того.
Единый долг (денежный), единые стандарты, единый орган закупки, единый центр координации – это элементы функциональной интеграции и делегирования суверенитета на наднациональный уровень, только в профиль.
И возражений тут особых нет. Ибо не должны чиновники из условной Словакии блокировать общеевропейские процессы в сфере обороны, ссылаясь на свои процедуры и стандарты.
В этом контексте отдельно дискутируется перетекание власти к классу «секьюрократов».
Т.е., политиков/чиновников-визионеров в сфере европейского оборонного строительства, которые направляют кредитные средства, админресурс, формируют рамки политик и т.д. через призму потребностей обороны.
Украина – органичный партнёр европейских секьюрократов, но есть нюансы. Ибо стремление контролировать оборонные технологии и конкуренцию между корпорациями/странами/политическими группами никто не отменял.
Полностью независимые или без критических зависимостей разработки Украины могут проблематизировать.
Отсюда два вывода:
• Надо превентивно бить палками всех, кто покушается на независимые оборонные разработки Украины. А только потом разбираться с мотивами, фактами и т.д.
Особенно – когда в наличии иностранный след или признаки двойной лояльности.
Ибо друзей в данной сфере нет. Слишком высоки ставки.
Как только закончится активная фаза боевых действий – захлопнется окно возможностей. Снова все повиснут на руках.
• Необходимо искать разумную кооперацию с адекватными странами, чтобы не тратить драгоценное время на борьбу.
Лучше иметь ракету на двоих, чем не иметь совсем.