По сети уже несётся гвалт о «покупке» у Франции 100 истребителей Rafale и систем ПВО SAMP/T. Причём часть комментариев с недоумением, мол, а как же Gripen? А куда девать Ф-16?
Россияне, естественно, пытаются высмеять.
Тут вот какое дело.
Подчёркиваю: это не информация, это гипотеза.
На поверхности – как минимум 3 обстоятельства, поясняющих логику данной декларации Зеленского и Макрона.
Украине нужны сотни боевых самолётов разных типов. В идеале – штук 500, учитывая, кто наш противник.
Первое. Количество.
Ни один производитель (консорциум) в мире не способен поставить Украине самолёты даже десятками в сжатые сроки. Ибо у каждого масса контрактов на годы вперёд.
Чтобы процесс наращивания воздушной компоненты уложился хотя бы в десятилетие, неизбежно придётся брать из разных источников.
Главное – чтобы самолёты можно было интегрировать в единую экосистему между собой, с другой воздушной (космической) и наземной инфраструктурой.
Да, это неизбежно дополнительные издержки на обслуживание, особенности подготовки, разнобой в вооружениях (ибо самолёт – это платформа, на которую надо что-то навесить).
Все минусы понятны. Но альтернатива – отсутствие самолётов.
Франция и Швеция – одни из немногих стран, которые в значительной мере автономны в производстве авиации и могут принимать решения быстрее других.
Так что здесь нет противоречия.
Второе. Деньги.
У Украины в обозримом будущем не будет денег ни на шведские, ни на французские самолёты. Ни на какие другие. Финансирование (если будет) – европейское. Шведы уже ориентировочную модель обозначили.
Франция обладает полным циклом производства различных вооружений, поэтому всегда КАТЕГОРИЧЕСКИ отказывается платить кому-то, кроме себя.
За это французов все не любят, но понимают и прощают, потому что завидуют.
Т.е., если дело дойдёт до практических моментов, то французские самолёты и системы ПВО будут профинансированы французскими же деньгами по какой-то схеме.
Зачтены как часть взноса Франции в помощь нам/европейскую оборону, либо как-то иначе.
Если на эту задачу Парижу удастся частично выцарапать какие-то деньги ЕС, условного Люксембурга, вообще перемога для них.
Т.е., сделка о рафалях не означает автоматический отъём потенциальных денег на грипены.
Третье. Диверсификация (политическая и техническая).
Самолёты – это даже не деньги, а в первую очередь – политика.
Вспомните. Орбан шантажировал Швецию и блокировал вступление шведов в НАТО, требуя … продать грипены. Турецкая эпопея с Ф-35 на слуху.
Поскольку и деньги будут не наши, и производство не наше, а политическая турбулентность везде нарастает, есть объективные риски затягивания, срывов и т.д. Даже отмены.
Например, всегда есть очередь желающих купить самолёты. В этой очереди могут консенсусно подвинуть вперёд, а могут слегка (лет на 5) придержать.
Ну, и никто не отменял проблемы у конкретного производителя.
Пока это декларация, то противоречий я не вижу никаких.
Вот если бы Зеленский пообещал купить 100 самолётов в Китае, тогда было бы интересно. Пока же можно дать волю экспертам для обсасывания технических характеристик…
Поскольку самостоятельно производить боевую пилотируемую авиацию мы не можем и не будем, то в суперидеальной ситуации, когда Украина выберется из войны, было бы здорово стать частью какого-то консорциума с выкупом части продукции и локализацией части производства.
Особенно со шведами.
Скручивать отвёртками крупноблочно можем хоть сейчас, софт можем генерировать хоть сейчас.
Опыт пилотов в реальной войне – сумасшедший.
Опыт интеграции зоопарка средств – уникальный.
Так что есть над чем думать и что предложить.
А Макрон стратил, да. Мог бы и на рафале покатать.





