Трамп не смог заключить сделку с лидерами Демпартии, притом, что очень старался, и они устроили с 1 октября шатдаун.
Финальная встреча с ними 29 сентября не привела к согласию утвердить госбюджет, а вопрос о “подрезке” “медкарты Обамы” отложить и продолжить его обсуждение. Демпартия, готовясь к выборам 2026 г., начала “бюджетную войну” с республиканцами, но не учла общий контекст ситуации и проиграет её.
Трамп сделал сильный ход, когда 30 сентября провёл большое совещание с военными. Это было послание не только во вне, но и Демпартии. Последней попыткой удержать её лидеров от продолжительного шатдауна – в истории США были случаи, когда он длился лишь пару часов. Республиканцы намекали – Америка в опасности и готовится к войне. Так что, давайте утром 1 октября объявим шатдаун, чтобы вы могли сохранить лицо, а вечером продемонстрируем сплочённость перед внешними вызовами и отменим его, а потом спокойно продолжим наши “вечные” дебаты о медкарте. Но в Демпартии решили повоевать до конца.
Республиканцы более 60 раз голосовали против “медкарты Обамы”, утверждённой в 2010 г. Штаты, контролируемые ими, годами отказывались внедрять её и после решения Конгресса. Для них это такая же “священная корова”, как и для Демпартии. Разница в том, что они хотят её зарезать, а Демпартия – бесконечно доить.
Причина разногласий в страховой медицине, к которой США стали переходить с 1960-ых. Суть её – все граждане должны купить у страховых фирм медкарту, регулярно класть на неё деньги и в случае болезни страховщик оплачивает лечение. Работодатель, если он у гражданина имеется, и государство тоже перечисляют деньги на эту карту.
На практике схема стала сразу сбоить, так как возникали сотни казусов. Страховщики отказывались продавать медкарту пожилым и тяжело больным, опасаясь банкротства. Поэтому государство ввело потолок выплат по карте для страховщиков, после которого больной оплачивает лечение сам или по госпрограмме, если такая есть. В итоге Обама ввёл четыре типа карт с разными размерами взносов и выплат по ним. Работодатели и граждане тоже долго уклонялись от карт страховой медицины и сложная система продажи лекарств в США один из способов принудить людей покупать медкарту. Но экстренная медпомощь должна оказываться всем, даже нелегальным мигрантам.
Внедрение страховой медицины и затыкание юристами и конгрессменами “дыр” в ней растянулось на 50 лет. В 2008 г. Демпартия с избранием Обамы надеялась поставить в этой истории красивую точку. К этому времени число уклонистов от медкарты оценивали в 16-18% от жителей США. Около половины из них составляли граждане, а другую мигранты. Демпартия решила свести эту цифру к нулю двумя способами: штрафовать уклонистов и увеличить выплаты из бюджета страховщикам, расширив их и на неграждан. Дополняли это госпрограммы для людей с хроническими заболеваниями и субвенции госпиталям.
За этим стоял и политтехнологический расчёт. Нелегальные мигранты и близкие к ним группы посредством приобретения за счёт государства “медкарты Обамы” по логике были обязаны голосовать за его второй срок. Это был и способ легализовать по факту наличия медкарты максимум нелегалов и затем выдать гражданство, увеличив электорат партии. В условиях, когда голоса на выборах делятся десятилетиями 50 на 50, такое приращение за счёт новых граждан позволяло Демпартии надолго склонить “весы” в свою пользу.
По этой же причине её устраивали “дыры” на границе с Мексикой. В результате этого “стена Трампа” стала для республиканцев такой же “священной коровой”, как “медкарта Обамы” для Демпартии.
Настолько священной, что в 2018 г. Демпартия устроила Трампу самый длинный в истории США шатдаун – на 35 дней. Он начался 22 декабря 2018 г. и продлился до 25 января 2019 г. Причиной было требование Трампа 5,6 млрд. долларов для достройки около 500 км укреплений на границе с Мексикой и отказ Демпартии выделить их. Так как из-за шатдауна около 800 тыс. госслужащих были отправлены в неоплачиваемый отпуск или работали без зарплаты, то рейтинг Трампа стал падать. Соцопросы показывали – 71% граждан считает, что достройка “Стены” не стоит “заморозки” работы правительства. В некоторых опросах утверждалось, что 51% уверен – это республиканцы, а не Демпартия авторы шатдауна. Поэтому Трамп до сих пор говорит о фейковых СМИ. Республиканцы тогда сдались и согласились на заморозку “Стены”.
Трамп сделал 25 января вид, что смирился и подписал бюджет, но 18 февраля ввёл чрезвычайное положение в штатах на границе с Мексикой. На этом основании он издал Прокламацию № 9844 и распорядился снять 3,6 млрд. со счетов Пентагона, выделенных на военное строительство и 2,5 млрд. на борьбу с наркотиками и отправить на достройку “Стены”. У Казначейства он потребовал изъять ещё 600 млн. из конфискационного фонда.
Демпартия и её СМИ назвали это госпереворотом, а республиканцы растерялись от напористости Трампа. Президенты 58 раз объявляли чрезвычайное положение, но Трамп был первым, кто сделал это, чтобы обойти решение Конгресса и получить деньги. В итоге Конгресс объявил Прокламацию 9844 неконституционной. Штат Калифорния и другие подали на Трампа иск в Верховный суд. Трамп наложил вето на решение Конгресса, тот его преодолел, и всё намертво зависло в судах. В этой ситуации Пентагон и Казначейство не спешили переводить деньги на достройку “Стену”. Осенью начались пандемия, с ней “вертолётные деньги”, и требовать финансировать “Стену” стало нелогично.
В феврале 2020 г. Трамп продлил действие Прокламации 9844 на год, но чрезвычайное положение де-факто мало выполнялось. В 2021 г. за пять дней до инаугурации Байдена он продлил её ещё на год, но тот её отменил. В 2025 г. Трамп в день инаугурации восстановил Прокламацию 9844 и стал выбивать деньги на достройку “Стены”.
Эта история исчерпывающе объясняет, почему на президентских выборах 2020 г. вдруг аномально выросло число голосовавших по почте и почему конгрессмены-республиканцы после недолгих колебаний отказались поддержать требование Трампа проверить счёт. Все в истеблишменте испугались второго срока Трампа, и ему лишь оставалось рассказывать об украденной победе.
Сейчас ситуация для республиканцев и Трампа более благоприятная.
Прежде всего, ещё в 2010 г. соцопросы показывали, что изменения Обамы с медкартой не пользуются поддержкой у большинства граждан. В результате идея Обамы штрафовать тех, кто её не купит, умерла на корню как нарушение свободы и прав человека. Штраф за отказ равен ноль долларов, – юристы лучше магов умеют искривлять действительность.
Республиканцы и тогда говорили, что не стоит подталкивать нелегалов покупать её и лучше потратить эти деньги из бюджета на действующие госпрограммы медпомощи детям и хронически больным. Налогоплательщики в целом были согласны с ними уже тогда, и сейчас республиканцы вновь повторяют эту аргументацию. После введения “медкарты Обамы” прошло 15 лет и её первичный эффект выдохся. Зато тема достройки “Стены” на слуху и Трамп говорит о нулевой нелегальной миграции. Не без преувеличений, но ближе к истине. “Священная корова” республиканцев однозначно забодает “корову” Демпартии в ситуации, когда есть более актуальные проблемы, чем выплаты нелегалам на лечение.
С шатдауном Демпартия тоже ошиблась и многопланово. “Министерство Маска” и без шатдауна занималось сокращением госаппарата. Теперь продолжит это без него, пользуясь шатдауном, который выявит, без кого можно обойтись, а без кого нельзя. Особенно, если Демпартия затянет шатдаун.
Белый дом уже вывешивает хроники, в каких городах и штатах трудящиеся не смогли посетить парки и другие места отдыха, поскольку работающие там госслужащие ушли на шатдаун. Де-факто Демпартия объявила бессрочную забастовку госслужащих, не спросив их. Объявила только для того, чтобы сохранить финансирование медкарт для нелегалов на прежнем уровне. Весьма вероятно, она получит обратный ожиданиям эффект. Особенно, если шатдаун затянется на две недели и тем более на месяц.
Чем дольше продлится шатдаун, тем больше у Трампа и республиканцев будет причин объявить чрезвычайное и даже военное положение, и общественное мнение будет на их стороне. Госслужащие точно, чтобы вернуться к работе и зарплатам.
Трамп извлёк уроки из истории с Прокламацией 9844 и основательно подготовился. Объявил войну преступности вообще и наркокартелям в частности. Для убедительности 3 октября флот США обстрелял ещё один катер наркоторговцев “солнцевской” группировки Мадуро. Те наркоторговцы, которые не легли под картель “Солнце” Мадуро, давно бежали из Венесуэлы. Трамп требует от Мадуро принять их обратно и в случае отказа сулит ему решительный ответ. Чависты ещё в 2024 г. при Байдене заподозрили, что слухи о десанте венесуэльцев из США не лишены оснований, а с Трампом точно могут стать реальностью.
Переименование Пентагона в Министерство войны тоже можно записать в подготовку.
Трамп этим не открыл Америку. До появления Лиги наций все пользовались термином “военное министерство” и не видели в этом ничего предосудительного. Троцкий в РСФСР тоже был комиссаром по военным и морским делам. Так как Лигу наций создали для того, чтобы не было войн, то вместе с ней и вошло в употребление “министерство обороны”. По сути, Трамп этим пока ничего не изменил в Пентагоне, но градус поднял и показал, что не намерен играть только в обороне, пусть даже мобильной.
Кремлёвцы отказывают Трампу в такой мелочи как перестать стрелять в Украине и нагло зондируют НАТО дронами. Это ещё одно основание, чтобы расширить действие Прокламации 9844 на все штаты, а не только на те, что граничат с Мексикой и прекратить игру Демпартии в шатдаун. Но вряд ли Трамп будет мелочиться: если вводить, то вводить, и сразу военное положение. Армия и флот явно поддержат такой выход из шатдауна, для чего с ними и провели мега-совещание.
Демпартия и юристы могут заявить: это срыв выборов осенью в 2026 г. Но Трамп и республиканцы могут убедительно парировать, что война никогда не отменяла выборы в США и они не намерены нарушать это правило. Можно обратиться в Верховный суд. По сути, интрига лишь в том, успеет ли Демпартия сама свернуть шатдаун раньше, чем Трамп и республиканцы решат, что время вводить чрезвычайное или военное положение.