При такой динамике надо записывать. Иначе потом даже конспирологически не собрать.
11 мая – Индия и Пакистан временно угомонились. Трамп пообещал активнее с ними торговать, чтоб не лезли в шкоду.
11 мая – встреча США-Китай в Швейцарии по экономике. Излучают оптимизм.
11 мая – встреча США – Иран в Омане по комплексу вопросов (4 раунд). Фиксируют разногласия, но излучают сдержанный оптимизм. Иран – это не только ядерная бимба. Это ещё нефть в Китай.
11 мая – ХАМАС по итогам прямого диалога с людьми Трампа без участия Израиля освободит заложника и передаст его США. Трамп подтвердил, выразив надежду на скорое «прекращение конфликта».
12 мая по этому поводу в Израиль должен приехать Виткофф. От всех этих перемигиваний с аятоллами и ХАМАСом Израиль не в восторге. Все вокруг клянутся, что разногласий между Трампом и Нетаньяху нет, чем ещё больше подогревают слухи в СМИ – таки есть. Тем временем Израиль вымещает зло на хуситах, снося под корень их портовую инфраструктуру.
13-16 мая – визит Трампа в страны Персидского залива. Где будет саммит с монархами региона. В Катаре ему должны передать в пользование на время каденции роскошный самолёт.
14-15 мая – неформальная встреча министров иностранных дел НАТО в Белеке (Анталья).
15 мая – что-то в Стамбуле…
5 мая Трамп делает пас на Эрдогана. На фоне серии заявлений, что россияне слишком много хотят и всего не получат.
8 мая Польша устами Сикорского в присутствии ЕС делает пас на Эрдогана и Си.
8-10 мая Си разминает мозг Пу.
10 мая Украина с партнёрами выкатывает требование 30-дневного перемирия, иначе санкции.
В ночь на 11 мая Путин делает пас на Трампа и Эрдогана: переговоры 15 мая в Стамбуле на основе «Стамбула».
11 мая Эрдоган говорит с Путиным и Макроном.
Путину он возвращает публичный пас для запуска 30-дневного перемирия до встречи. Чтобы кремлёвский вождь мог откликнуться на просьбу друга, а не прогибаться под давлением супостатов. Хоть 12-го мая, хоть 13-го или 14-го. Возможность Путину создана, как отреагирует – увидим.
По итогам диалога с Макроном (судя по публичным реакциям, они друг друга взаимно ненавидят) заявлено, что обсуждали «двустороннюю повестку». Моя гипотеза в том, что Эрдоган попросил Макрона снизить градус риторики, чтобы повысить уровень встречи. Ибо никаких аж таких срочных вопросов для звонков в воскресенье не было.
11 мая Трамп пишет, что Украина должна немедленно согласиться на встречу.
11 мая Украина немедленно соглашается. Лучший экспромт – подготовленный.
Техническая пауза до утра, пока Москва готовит ответ. В нём должна быть отсылка к запрету со стороны Украины на разговоры с Путиным. Но это слабая позиция, если Путин не хочет ехать. Т.к., в Москве понимают – Украина может приостановить действие запрета в один клик. И что тогда?
Ещё одной отговоркой со старта может быть неготовность повестки для лидеров стран. Ну, так готовьте, ещё три дня есть.
Также в рукаве у РФ всегда есть «козырь» - организация какого-то зверства. В прошлые годы накануне любых переговоров они всегда (!) устраивали провокацию. Теперь вероятна провокация на российской территории.
С зимы Трамп разворачивает сюжет: поговорю с обеими «сторонами конфликта», уясню, кто злодей и не хочет мира, надавлю и всё решу.
В этих условиях логичной тактикой для РФ было:
• Не оказаться единоличным злом, поддерживать историю «не всё так однозначно», чтобы не спровоцировать жёсткую реакцию США;
• Подчёркивать недееспособность Трампа, который надавить может и хочет, но не в состоянии.
Инструменты РФ: игра в «деэскалацию» и тезис о «прямых переговорах с Украиной» для устранения «первопричин».
«Пасхальное перемирие» было в этой логике. Но мой прогноз не сбылся. Я был уверен, что до 9 мая (когда было предсказуемое следующее «перемирие»), Кремль продолжит играть в мерцающую «деэскалацию».
Например, «по просьбе верующих» объявит дневное перемирие для разминирования кладбищ в Провідну неділю /на Радоницу. Или часовое перемирие для пролёта перелётных птиц. Или откроет где-то гуманитарный микрокоридор. И т.д.
Чтобы раздёргать этими инициативами, которые укладываются в логику «мер по укреплению доверия». Тогда можно было бы продолжать бубнить в рамках общих формул о «готовности» без дат, чтобы потом комфортно обвинять в «срыве» Украину.
При этом на фронте ничего не менялось бы.
Но Кремль то ли не смог, то ли не захотел разыграть. Возможно – по причине неудовлетворительного состояния российских войск, которые сами могли развалиться от таких качелей.
В итоге: 1) первая задача провалена - Путин единодушно признан единственным злом, 2) по второй задаче есть прогресс – Трамп признал, что уговорами не способен ничего с Путиным сделать. Гегемон бессилен. Требуются меры принуждения.
Имеем недвусмысленное заявление европейцев о согласованном в Вашингтоном введении санкций в случае отказа РФ от прекращения огня.
При этом Трамп никакие санкции вводить не хочет.
Европейская «коалиция решительно желающих» - это очень важный момент. Но, при всём уважении и понимании важности, стоит трезво оценивать.
Макрон – чемпион мира по ободряющим заявлениям и символическим ходам а-ля звонок Трампу. Но в материальном выражении на выходе – чаще пустота. Конвертация в действие прекрасных намерений иногда вообще не предусмотрена. Плюс рейтинги политических оппонентов спокойствия не добавляют и сужают манёвр.
Партия Стармера совсем недавно проиграла выборы. Да, местные. Но тенденции все видят. У него пожар дома. Посмотрим на эффективность свежего решения прижать российский нефтяной флот.
Мерцу непросто после срыва первого голосования при назначении. Канцлер в офисе – это хорошо для Германии и ЕС, но Мерцу предстоит «поставить себя на районе». Политическая ситуация у него также сложная.
Туск – человек известный. Но Киев он посещал в роли «и.о. царя», формально не в своей лиге, по причине выборов в Польше. Которая сейчас способна многое заявлять, но делать будет после обретения нового президента. Второй тур – 1 июня. Ещё полтора месяца будет чистая риторика.
Т.е., в данный конкретный момент говорить об испепеляющей мощи этой коалиции сложно, скорее – о её потенциале. Масштаб этого потенциала будет виден по итогу – введут санкции или нет. Они же сами заявили? Сами.
Обозреватели в разных странах единодушны в оценке: Путин заигрался и упустил момент, когда мог выйти из войны (поставить на паузу) с комфортом для себя и для Трампа. Сейчас его манёвр сузился, а чувствительность к пожеланиям Китая стала критической.
Уже идёт и в ближайшие дни продолжится партия, которая может обеспечить тектонические сдвиги.
Китаю нефть объективно нужна. Ставить под угрозу поставки – значит подстрекать Пекин к экстремальным мерам. А это чревато.
Ирану объективно надо экспортировать.
Низкие цены на нефть осложняют реализацию масштабной программы Трампа по бурению всего.
Когда в многоугольнике США - Китай - Индия – Иран - персидские монархии возникнет намёк на то, что найден формат защиты интересов экспортёров и потребителей без РФ, Путин мгновенно закончит войну.
Если в Кремле поверят, что у конкурентов есть план и хватит воли его реализовать, нет смысла продолжать упираться, т.к. результат запрограммирован. Надо искать выход. При отсутствии глобальных продвижений на фронте сжигать резервы и тянуть контрпродуктивно. Тем более – нарываться на новые санкции. Напротив - надо искать способ максимально быстро их снять.
Китай может сыграть в эту игру, потому что ощипанная Россия станет ещё более податливой. Тут всё зависит от общей конфигурации с США.
Но идеального в этом мире мало. Поэтому даже при сохранении этой логики потребуется время на согласование позиций и какие-то сдвиги.
Что означает для нас инерционный сценарий: месяцы прерывистой переговорной тягомотины на фоне попыток РФ что-то решить на поле боя, с мерцающим «перемирием», которое может начаться с моря-воздуха (за исключением линии фронта). Ибо отсутствие ударов шахедами в тыл – самое наглядное, что можно «продать». До возникновения новых условий.
Сценарий может быть лучше или хуже. Чтоб он был лучше, рецепт неизменен: стабильность в тылу и помощь фронту.
Возможности правильной дипломатии пока не исключены, часть решений от Украины не зависит, но может быть в нашу пользу. Есть шанс, что «надежда» Стармера на прекращение огня до конца мая оправдается.
«27-29 мая 2025 года в Москве под председательством секретаря Совета безопасности РФ Сергея Шойгу состоится 13-я международная встреча высоких представителей, курирующих вопросы безопасности. Приглашения для участия в форуме направлены в более чем 150 государств глобального Юга и Востока, страны СНГ, ОДКБ, ЕАЭС, ШОС, а также в адрес руководства более 20 международных организаций».
30 мая – 1 июня – в Сингапуре очередной «Диалог Шангри Ла» ("Мюнхен" для ИТР). Делегации из 40 стран. Ключевая речь на приёме - у Макрона. В первый рабочий день ключевая панель – США. Во второй – Китай.
Хороший повод выйти с результатами, а не только планами…